Оптимальный возраст
для начала обучения1-3
18-24
месяца
Признаки готовности ребёнка к приучению к горшку1:
- ребёнок остаётся сухим больше 2 часов подряд в дневное время
- акты дефекации становятся регулярными и предсказуемыми
- ребёнок умеет ходить и в состоянии самостоятельно садиться на горшок
- ребёнок знает и понимает, для чего предназначен горшок и/или унитаз
- у ребёнка имеется фразовая речь (не менее чем из двух слов)
- ребёнок начинает демонстрировать свою независимость при помощи слова «нет»
- ребёнок понимает и готов следовать инструкциям родителей
- жестами или словами ребёнок в состоянии сигнализировать о потребности в опорожнении мочевого пузыря и кишечника
- ребёнок умеет самостоятельно снимать трусы/подгузник/колготки при попытке воспользоваться горшком
- ребёнок демонстрирует нежелание ходить в запачканном подгузнике
Как только ребёнок начинает демонстрировать не менее 5–6 признаков физической и эмоциональной готовности, следует приступать к процессу приучения к горшку.
В каких ситуациях рекомендуется временно воздержаться от формирования туалетных навыков?2
1. Отказ от использования горшка.
Рекомендовано сделать перерыв в обучении на 1–3 месяца, что позволит укрепить доверие и связь между родителями и ребёнком.
Если повторные попытки не увенчались успехом или если ребёнку больше четырёх лет, необходимо обратиться к специалистам (педиатр, невролог, психолог).
2. Стрессовые ситуации.
Ребёнок недавно перенёс какое-либо заболевание.
Семья только что поменяла место жительства или собирается сделать это в ближайшее время.
Мать беременна или в семье только что появился новорождённый.
В семье кто-то серьёзно болен или семья понесла утрату.
Кризис во взаимоотношениях родителей.
В этом случае следует отложить процесс обучения на неопределеённый срок, поскольку они могут помешать формированию новых навыков у ребёнка.
Однако если эти ситуации произошли в то время, когда процесс обучения был уже достаточно активно начат, прерывать его не следует.
Практические советы родителям2
- Сначала предлагайте ребёнку сесть на горшок, не раздеваясь.
- Предлагайте ребёнку посидеть на горшке после снятия мокрого или загрязнённого подгузника.
- Можно поместить загрязнённый подгузник в горшок, чтобы продемонстрировать назначение последнего.
- По прошествии некоторого времени ребёнка можно подводить к горшку несколько раз в день, предлагая ему посидеть на нём несколько минут без подгузника.
- На конечном этапе приучения к горшку ребёнку нужно выработать привычку сидения на горшке в определённое время дня (например, утром после сна, после основных и промежуточных приёмов пищи, а также перед дневным и ночным сном).
Важно помнить
- Со стороны родителей требуется систематическая, терпеливая и последовательная работа с ребёнком в течение по крайней мере 3 месяцев.
- Необходимы поощрение (премирование и т. д.) и мотивация к туалетному обучению (имитационное поведение, похвала и т. д.).
- Недопустимы попытки насильственного приучения ребёнка к горшку, а также любые наказания за неумение им воспользоваться.
- На первых этапах приучения к горшку вместо унитаза следует использовать горшок, так как на нём дети чувствуют себя более уверенно и устойчиво, к тому же он обеспечивает оптимальное биомеханическое положение для ребёнка.
- Рекомендовано высаживание ребёнка на горшок сразу после кормления в утренние часы.
- Следует разъяснить родителям отсутствие негативного влияния одноразовых подгузников на сроки приучения ребёнка к горшку — при условии своевременного отказа от их применения (с 2-летнего возраста).
Источники:
1. Студеникин В. М., Шарков С. М. Ретроспективная оценка международной практики подходов к «Туалетному обучению» детей // ВСП. 2009.
2. Шарков С. М., Студеникин В. М., Акоев Ю. С., Яцык С. П. Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии // ПФ. 2010.
3. Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И., Клочкова У. Н., Зоркин С. Н., Комарова Е. В. Формирование навыков туалета у детей в России. Проблемный анализ // ПФ. 2012.