Полный доступ для зарегистрированных пользователей
Возрастные периоды
Осмотры врачами-специалистами
Лабораторные, функциональные и иные исследования
Новорожденный
Неонатолог (в роддоме)
Педиатр
Первичный патронаж не менее 2 раз, первое посещение — не позднее третьего дня после выписки из акушерского стационара2
• Расширенный неонатальный скрининг на 36 заболеваний3
* в случае подозрения ВПС проводится кардиологический скрининг4
• Аудиологический скрининг1
1 месяц
Педиатр
• УЗИ органов брюшной полости (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка, лимфоузлы брюшной полости)
• УЗИ почек
• УЗИ тазобедренных суставов
• Эхокардиография (УЗИ сердца)
• Нейросонография
* Аудиологический скрининг (в случае отсутствия сведений о его проведении)
2 месяца
Педиатр
• Общий анализ крови
• Общий анализ мочи
* Аудиологический скрининг (в случае отсутствия сведений о его проведении)
3 месяца
Педиатр
Аудиологический скрининг (в случае отсутствия сведений о его проведении)
4-11 месяцев
Педиатр
12 месяцев
Педиатр
• Общий анализ крови
• Общий анализ мочи
• Электрокардиография
Чтобы упростить работу молодых врачей педиатров в начале их профессионального пути, мы представляем Вам чек-лист осмотра здорового доношенного ребенка. С его помощью Вы сможете упорядочить и обновить свои знания, а значит — будете уверенно себя чувствовать на приеме.
Общий осмотр1,5
Нормы
Сознание
Ясное
Общее состояние ребенка
• удовлетворительное
• средней степени тяжести
• тяжелое
• крайне тяжелое
Удовлетворительное
Самочувствие
• удовлетворительное
• средней степени тяжести
• тяжелое
• крайне тяжелое
Удовлетворительное
Положение ребенка
• активное
• пассивное
• вынужденное
Активное
Термометрия
в подмышечной впадине
от 1 до 3 месяцев — 36.8 — 37.7 °С
от 4 до 6 месяцев — 36.3 — 37.5°С
от 7 до 12 месяцев — 36.0 — 37.2°С
Стигмы дизэмбриогенеза6
Основные дизэмбриогенетические стигмы (по Л.Т. Журба)
• есть
• нет
Не более 5
NB!: Важное диагностическое и прогностическое значение имеет именно количество стигм дезэмбриогенеза. Высоким порогом стигматизации считается, когда их число превышает 5. В этом случае малые аномалии могут являться маркерами для скрытых больших пороков развития
Локализация
Характер аномалии
Череп
Форма черепа микроцефалическая, гидроцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков
Лицо
Прямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный или антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок
Глаза
Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца (третье веко), дистихиаз (двойной рост ресниц), колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков
Уши
Большие оттопыренные, малые деформированные, разновеликие, расположены на различном уровне, расположенные низко, аномалия развития завитка и противозавитка, приращение мочки ушей, добавочные козелки
Рот
Микростомия, макростомия, «рыбий рот», высокос узкое небо, высокое уплощенное нёбо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык
Шея
Короткая, длинная, кривошея, с крыловидными складками, избыточными складками
Туловище
Длинное, короткое, грудь, вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи
Кисти
Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый V палец, искривление всех пальцев
Стопы
Брахилактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, плоская стопа, нахожление пальцев друг на друга
Половые органы
Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора
Кожа
Депигментированныеи гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы
Оценка кожных покровов7
Возможные варианты
Норма
Цвет
• бледно-розовый
• красный
• фиолетовый
бледно-розовый
Наличие высыпаний
• есть
• нет
• пятна, их характер
чистые (высыпаний нет)
Влажность
• влажные
• сухие
умеренной влажности
Оценка состояния подкожно-жировой клетчатки7
Параметры оценивания
Норма
Толщина подкожно-жирового слоя
Определяется путем формирования кожной складки на животе.
у новорожденных — 0,6 см
в 6 мес — 1,3 см
в 1 год — 1,5 см
Распределение подкожно-жирового слоя
Распределен равномерно, выражен умеренно
Тургор мягких тканей
Определяется с помощью формирования кожной складки на передней поверхности бедер ребенка (обеими руками на каждой ноге).
Тургор сохранен (как только врач убирает руки, кожная складка сразу же расправляется)
Осмотр периферической лимфатической системы8
Параметры оценивания
Норма
Пальпация периферических лимфоузлов
(затылочные, передне- и заднеушные, нижнешейные, надключичные, подколенные)
• размеры (продольный и поперечный)
• консистенция
• количество
• подвижность
• болезненность
• затылочные (единичные до 3 мм, безболезненные)
• передне- и заднеушные (не пальпируются)
• нижнешейные (единичные, средних размеров или множественные мелкие, безболезненные)
• надключичные (не пальпируются)
• подколенные (не пальпируются)
Осмотр и пальпация головы5
Возможные варианты и параметры оценивания
Норма
Форма головы
• брахицефалия (уменьшен в передне-заднем направлении)
• скафоцефалия (удлинен в передне-заднем направлении)
• плагиоцефалия (асимметричная форма)
нормальная
Состояние черепных швов
• сомкнуты
• не сомкнуты
швы сомкнуты
Состояние большого и малого родничка
Большой родничок пальпируется между лобными и теменными костями. Малый родничок находится между затылочной и теменными костями
При пальпации родничков
указываются следующие параметры:
• размеры (измеряется расстояние между двумя противоположными сторонами родничка)
• напряжение и состояние краев (плотность, податливость)
• уровень (выбухание или западение)
• новорожденный — 2Х2 см, край эластичный, не выбухает
• к 6 мес — 1.5Х1,5 см, край эластичный, не выбухает
• к 1 году — точечный
NB!:
Размеры родничка врач определяет, сравнивая с фалангой собственного пальца.
Для этого необходимо знать длину и ширину фаланги своего пальца в сантиметрах.
Оценка мышечного тонуса8
Возможные варианты и порядок оценивания
Норма
Верхних конечностей
• умеренный
• гипертонус
• гипотонус
• дистоничный
Нижних конечностей
• умеренный
• гипертонус
• гипотонус
• дистоничный
Для оценки мышечного тонуса сначала вытяните ручки ребенка, а затем выпрямите рукой его ножки.
• физиологический гипертонус до 3 мес
• умеренный тонус с преобладанием в нижних конечностях до 6 мес
• после 6 мес — умеренный
Оценка дыхательной системы9
Возможные варианты и порядок оценивания
Норма
Форма грудной клетки
• цилиндрическая
• бочкообразная
• килевидная
• воронкообразная
Наличие деформаций
• есть
• нет
Симметричность при дыхании
• симметрична
• асимметрична
цилиндрическая, без деформаций, симметричная
Аускультация легких
Проводят в симметричных участках грудной клетки по межреберьям:
• спереди
• в боковых отделах
• сзади грудной клетки
• до 6 мес — прослушивается несколько ослабленное везикулярное дыхание, проводится во все отделы, хрипов нет
• после 6 мес — пуэрильное дыхание (слышен весь вдох и выдох), проводится во все отделы, хрипов нет
Частота дыхательных движений (ЧДД/мин)
Определение возможно различными методами:
• придерживая фонендоскоп у носа ребенка
• при аускультации легких
• положив руку на грудную клетку
• новорожденный 40-60/мин;
• до 1 года 30-35/мин
Оценка сердечно-сосудистой системы5,9
Порядок оценивания
Норма
Аускультация сердца
Последовательность аускультации:
точка — верхушка сердца (5 межреберье по срединно-ключичной линии — выслушивание митрального клапана)
точка — второе межреберье у правого края грудины — выслушивание аортального клапана и устья аорты
точка — второе межреберье у левого края грудины — оценка клапанов легочной артерии и ее устья
точка — нижняя треть грудины, 4 межреберье справа и слева у края грудины
точка (точка Боткина или Боткина-Эрба) — зона прикрепления 3 и 4 ребра к левому краю грудины, дополнительная точка выслушивания митрального клапана, соответствующая его анатомической проекции
Ритм правильный, тоны звучные, шумы не выслушиваются
Частота сердечных сокращений (ЧСС/мин)
• новорожденный 140-160/мин;
• до 1 года 120/мин
Оценка мочеполовой системы5,9
Порядок оценивания
Норма
Осмотреть наружные половые органы
Сформированы правильно
по мужскому/женскому типу.
• у мальчиков яички опущены в мошонку
• у девочек отсутствуют синехии, отечность, зуд, покраснение
Спросить у матери о характере мочеиспускания
свободное, безболезненное, моча желтая
Оценка рефлексов врожденного автоматизма10
Порядок оценивания
Норма
Лежа на спине
Поисковый рефлекс
(поглаживание пальцем угла рта)
Наблюдается опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя.
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
Хоботковый рефлекс
(постучать пальцем по губам ребенка)
Наблюдается сокращение круговой мышцы рта, губы вытягиваются хоботком.
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
Ладонно-ротовой рефлекс
(надавить на ладонную поверхность обеих рук ребенка)
Наблюдается открывание рта.
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
Верхний хватательный рефлекс
(надавить на ладонную поверхность обеих рук ребенка)
Пальцы ребенка рефлекторно сжимаются
и обхватывают палец врача
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
Рефлекс Моро
(ударить по пеленальному столу в 20-30 см от головки ребенка)
Ребенок сначала разводит руки в стороны, затем охватывает руками свою грудную клетку.
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
В вертикальном положении
Рефлекс опоры
(прикоснуться стопами ребенка к твердой горизонтальной поверхности (пеленальный столик))
Сначала ребенок отдергивает ножки, поджимая их под себя; затем ножки выпрямляются и плотно прижимаются к поверхности стола.
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
Рефлекс автоматической ходьбы
(поставить на твердую горизонтальную поверхность, а затем немного наклонить вперед)
Наблюдаются шаговые движения по поверхности
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
Лежа на животе
Защитный рефлекс
(положить младенца на живот)
Наблюдается поворот головы в сторону
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: рефлекс не проверяется, ребенок самостоятельно держит голову
Рефлекс ползания
(упереться ладонью в стопы ребенка)
Наблюдается активные ползающие движения вперед с включением рук и ног.
• 1 мес: рефлекс положительный
• 3 мес: слабо положительный
• 6+ мес: не вызывается
Оценка пищеварительной системы8,9
Порядок оценивания
Норма
Осмотр слизистой полости рта и зева, расчет зубной формулы
слизистая оболочка чистая, розоваяЗубная формула:
• до 6 мес — зубов нет
• к 6 мес — 2 нижних средних резца
• к 1 году — 8 молочных зубов
Пальпация живота
Проводится поверхностная ориентировочная круговая пальпация живота
живот при пальпации мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены
Спросить у матери о характере стула
• консистенция
• форма
• цвет
• запах
• частота
• наличие патологических включений (слизь, кровь, мышечные волокна, нейтральный жир, непереваренные пищевые комки)
Считается нормой:
Консистенция11,12:
• мягкий или кашицеобразный (может иметь пастообразную консистенцию с редкими комочками)
• оформленный (комковатый, но мягкий)
Цвет стула11,12:
• нормальный цвет может меняться между желтым, зеленым и коричневым
Частота: от 1 до 8 раз в день11
Стул ребенка: отклонения от нормы и на что обращать внимание
Измерение антропометрических показателей ребенка
Измерить рост
Используйте горизонтальный ростомер.
• Для этого ребенка кладут на пеленку головой к планке.
• Ноги выпрямляют с помощью нажатия на колени.
• Подвижную часть планки двигают к ножкам, отмеряя рост
Правильно
Неправильно
Врач не выпрямляет ноги ребенка
Голова не зафиксирована
Взвесить ребенка
Используйте медицинские весы.
• Установите их горизонтально и постелите пеленку на чашечку.
• Младенца укладывают с широкой стороны головой, с узкой — ногами.
• Полученные данные записывают в карту ребенка.
Правильно
Неправильно
Ребенок не раздет
Весы не тарированы
Измерить окружность головы
На голову накладывают ленту начиная от надбровных дуг, заканчивая бугорком на затылке.
Правильно
Неправильно
Измерение происходит выше надбровных дуг
Измерить окружность грудной клетки
• Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках.
• Затем руки опускают и проводят ленту спереди к месту прикрепления IV ребра к грудине (по соскам).
Расположение измерительной ленты:
Правильно
Неправильно
Ниже места прикрепления IV ребра к грудине
Завершить осмотр
При выявлении отклонений от нормы необходимо описать патологию и направить ребенка к профильному специалисту.
На этом осмотр ребенка завершен!
Наш сайт в формате приложения всегда под рукой!
Нажмите на кнопку ниже и запустите установку приложения на следующей странице. При первом входе приложение запросит у вас разрешение на уведомления. Пожалуйста, нажмите «Да», если разрешаете приложению Nestle Baby&me Medical отправлять рекламные и информационные уведомления.
НачатьПриложение запросит у вас разрешение на уведомления. Пожалуйста, нажмите «Да», если разрешаете приложению Nestle Baby&me Medical отправлять рекламные и информационные уведомления.
Хорошо