Кишечная микробиота и ее роль в регуляции работы нервной системы: может ли питание быть умным?
Ранний детский возраст — это период, когда и нервная система, и кишечная микробиота, и большинство других органов и систем наиболее пластичны и, соответственно, подвержены различным влияниям. Питание — важный фактор, оказывающий влияние на развитие организма. Взаимодействие нервной системы и кишечной микробиоты двунаправленное — то есть не только кишечная микробиота и кишечник влияют на функции центральной нервной системы, но и наоборот.
Каким же образом эти влияния могут реализовываться?
В оси кишечная микробиота-кишечник-мозг важным звеном является состав кишечной микробиоты. Разные представители кишечной микробиоты (КМБ) выделяют различные метаболиты (короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК), гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), трофические факторы и др.) которые, в свою очередь, уже могут влиять на процессы не только в кишечнике, но и в головном мозге, попадая через кишечник в кровоток и активируя различные структуры ЦНС.
Микробиота кишечника плода начинает начинает свое формирование внутриутробно, активно продолжая развитие в первые 2-3 года жизни. При этом микробный «пейзаж» мамы максимально влияет на микробный состав грудного молока и состав КМБ ребенка. Основное питание детей первых месяцев жизни — это, безусловно, грудное молоко. На разных этапах лактации соотношение основных нутриентов в грудном молоке меняется, но все они вносят свой вклад в развитие нервной системы ребёнка. Доказано, что дети, которые получали исключительно грудное вскармливание в первые месяцы жизни, в дальнейшем показывают более высокую успеваемость, у них более высокий уровень IQ. Поэтому, безусловно, с точки зрения нервно-психического развития, врачи должны мотивировать женщин на сохранение грудного вскармливания и всячески их поддерживать в этом стремлении.
Биоактивные факторы в составе грудного молока, которые могут влиять на нейрокогнитивные функции ребенка.
1. Мембраны жировых глобул
- Сфингомиелин — основной компонент миелина, который образует оболочку нервных волокон и входит в состав мембран клеток мозга и нервной ткани; участвует в передаче клеточного сигнала.
- Холин входит в состав нейромедиатора ацетилхолина. Благодаря ему передаются сигналы как между нейронами, так и от нервных клеток к мышцам. Холин играет роль в работе гиппокампа, области мозга, которая отвечает за память, способность к обучению, эмоции.
С грудным молоком ребёнок получает все эти важные нутриенты. Но дети, которые по тем или иным причинам вынуждены получать искусственное вскармливание, не могут получить эти компоненты в полной мере так как большинство смесей производятся на основе обезжиренного молока. С этой точки зрения, сохранение, хотя бы, частично жирового компонента исходного сырья позволяет обеспечить ребёнка этими важнейшими веществами. Например, в смеси Nestogen® сохраняется молочный жир, и, соответственно, все те нутриенты, которые важны для нейрокогнитивного развития детей.
2. Бифидобактерии
- усиливают барьерную функцию кишечника за счет снижения проницаемости, стимулируя синтез белков плотных контактов;
- могут влиять на развитие нервной системы в раннем постнатальном периоде, способствуя формированию синапсов и функции микроглии;
- способны помогать восстановлению поведенческих расстройств, таких как тревожное и депрессивное поведение.
3. Олигосахариды грудного молока
Являются мощнейшим бифидогенным фактором. Бифидобактерии влияют на нейроны энтеральной нервной системы, на центральную нервную систему посредством оси кишечная микробиота-кишечник-мозг.
- 2’FL (2-фукозиллактоза) оказывает положительное влияние на когнитивное развитие. Было проведено исследование*, которое показало, что количество 2`FL в грудном молоке в первый месяц кормления коррелирует с более высокими показателями когнитивного развития у детей в возрасте 2 лет.
- 3`SL и 6`SL (3- и 6-сиалиллактоза) являются источником сиаловой кислоты, необходимой для оптимального развития мозга. Было проведено исследование**, которое выявило связь 3’-SL и развития когнитивных функций, особенно связанных с речью.
- В грудном молоке сиализированные олигосахариды не доминируют, но даже то количество, которое заложено природой, позволяет выполнять эти функции.
Благодаря тому, что сейчас появляется возможность включать олигосахариды, идентичные олигосахаридам грудного молока, в состав детских молочных смесей, можно говорить о том, что дети, которые не получают грудное молоко, все-таки будут обеспечены дополнительными компонентами, которые оказывают положительное влияние и на процессы нервно-психического развития.
Питание не просто может быть умным, оно является одним из важнейших регулирующих факторов когнитивного и психологического развития. Поэтому, обеспечив грудное вскармливание ребёнку, можем говорить о том, что мы поддерживаем его когнитивное и психологическое развитие.