Платформа по детской нутрициологии
в помощь практикующему врачу-педиатру
Полный доступ для зарегистрированных пользователей
Платформа по детской нутрициологии в помощь практикующему врачу

Кишечная микробиота и ее роль в регуляции работы нервной системы: может ли питание быть умным?

Опубликовано: 2023-03-15
Скачать PDF

Ранний детский возраст — это период, когда и нервная система, и кишечная микробиота, и большинство других органов и систем наиболее пластичны и, соответственно, подвержены различным влияниям. Питание — важный фактор, оказывающий влияние на развитие организма. Взаимодействие нервной системы и кишечной микробиоты двунаправленное — то есть не только кишечная микробиота и кишечник влияют на функции центральной нервной системы, но и наоборот.

Каким же образом эти влияния могут реализовываться?

В оси кишечная микробиота-кишечник-мозг важным звеном является состав кишечной микробиоты. Разные представители кишечной микробиоты (КМБ) выделяют различные метаболиты (короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК), гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), трофические факторы и др.) которые, в свою очередь, уже могут влиять на процессы не только в кишечнике, но и в головном мозге, попадая через кишечник в кровоток и активируя различные структуры ЦНС.

ось кишечная микробиота
mother

Микробиота кишечника плода начинает начинает свое формирование внутриутробно, активно продолжая развитие в первые 2-3 года жизни. При этом микробный «пейзаж» мамы максимально влияет на микробный состав грудного молока и состав КМБ ребенка. Основное питание детей первых месяцев жизни — это, безусловно, грудное молоко. На разных этапах лактации соотношение основных нутриентов в грудном молоке меняется, но все они вносят свой вклад в развитие нервной системы ребёнка. Доказано, что дети, которые получали исключительно грудное вскармливание в первые месяцы жизни, в дальнейшем показывают более высокую успеваемость, у них более высокий уровень IQ. Поэтому, безусловно, с точки зрения нервно-психического развития, врачи должны мотивировать женщин на сохранение грудного вскармливания и всячески их поддерживать в этом стремлении.

Биоактивные факторы в составе грудного молока, которые могут влиять на нейрокогнитивные функции ребенка.

Мембраны жировых глобул

1. Мембраны жировых глобул

  • Сфингомиелин — основной компонент миелина, который образует оболочку нервных волокон и входит в состав мембран клеток мозга и нервной ткани; участвует в передаче клеточного сигнала.
  • Холин входит в состав нейромедиатора ацетилхолина. Благодаря ему передаются сигналы как между нейронами, так и от нервных клеток к мышцам. Холин играет роль в работе гиппокампа, области мозга, которая отвечает за память, способность к обучению, эмоции.

С грудным молоком ребёнок получает все эти важные нутриенты. Но дети, которые по тем или иным причинам вынуждены получать искусственное вскармливание, не могут получить эти компоненты в полной мере так как большинство смесей производятся на основе обезжиренного молока. С этой точки зрения, сохранение, хотя бы, частично жирового компонента исходного сырья позволяет обеспечить ребёнка этими важнейшими веществами. Например, в смеси Nestogen® сохраняется молочный жир, и, соответственно, все те нутриенты, которые важны для нейрокогнитивного развития детей.

Бифидобактерии

2. Бифидобактерии

  • усиливают барьерную функцию кишечника за счет снижения проницаемости, стимулируя синтез белков плотных контактов;
  • могут влиять на развитие нервной системы в раннем постнатальном периоде, способствуя формированию синапсов и функции микроглии;
  • способны помогать восстановлению поведенческих расстройств, таких как тревожное и депрессивное поведение.
Олигосахариды грудного молока

3. Олигосахариды грудного молока

Являются мощнейшим бифидогенным фактором. Бифидобактерии влияют на нейроны энтеральной нервной системы, на центральную нервную систему посредством оси кишечная микробиота-кишечник-мозг.

Олигосахариды грудного молока
  • 2’FL (2-фукозиллактоза) оказывает положительное влияние на когнитивное развитие. Было проведено исследование*, которое показало, что количество 2`FL в грудном молоке в первый месяц кормления коррелирует с более высокими показателями когнитивного развития у детей в возрасте 2 лет.
  • 3`SL и 6`SL (3- и 6-сиалиллактоза) являются источником сиаловой кислоты, необходимой для оптимального развития мозга. Было проведено исследование**, которое выявило связь 3’-SL и развития когнитивных функций, особенно связанных с речью.
  • В грудном молоке сиализированные олигосахариды не доминируют, но даже то количество, которое заложено природой, позволяет выполнять эти функции.

Благодаря тому, что сейчас появляется возможность включать олигосахариды, идентичные олигосахаридам грудного молока, в состав детских молочных смесей, можно говорить о том, что дети, которые не получают грудное молоко, все-таки будут обеспечены дополнительными компонентами, которые оказывают положительное влияние и на процессы нервно-психического развития.

mother

Питание не просто может быть умным, оно является одним из важнейших регулирующих факторов когнитивного и психологического развития. Поэтому, обеспечив грудное вскармливание ребёнку, можем говорить о том, что мы поддерживаем его когнитивное и психологическое развитие.

Вам понравился этот
материал?
Вам понравился этот материал?
Почему этот материал не понравился?

Подбирать вам больше
материалов по этой теме?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получать больше материалов по этой теме доступ к материалам сайта.
ФРП:
как выбрать питание