Платформа по детской нутрициологии в помощь практикующему врачу-педиатру
Полный доступ для зарегистрированных пользователей
Платформа по детской нутрициологии в помощь практикующему врачу

Злаковый прикорм: так ли всё просто

Опубликовано: 2025-06-24
Скачать PDF

Вопросы первого прикорма волнуют не только каждую маму, но и врачей-педиатров. Появляется всё больше научных исследований, постепенно меняющих подходы к его введению, а разнообразие промышленных видов прикорма растёт с каждым днём.

Как сделать правильный выбор?

Header text icon

Каши являются основным злаковым прикормом. Они вводятся в рацион ребёнка, чтобы обеспечить его питательными веществами и энергией, когда грудного молока уже недостаточно для удовлетворения возрастающих потребностей1.

Note icon

Именно в первые два года жизни ребёнка отмечаются максимальная скорость роста и наибольший темп обменных процессов, наблюдается интенсивное развитие нервной, иммунной и пищеварительной систем. В этот период происходит программирование здоровья ребёнка на долгие годы2.

Преимущества злакового прикорма

Каши — наиболее лёгкий переход от материнского молока или другого питания к твёрдой пище.

За счёт каши дети раннего возраста получают около 30% необходимой им энергии3

Злаки — один из основных источников растительных белков, углеводов и жиров, пищевых волокон

В кашах промышленного производства, при условии их обогащения, содержатся минеральные вещества (железо, селен, йод, медь, цинк) и витамины (В1, В2, РР и др.)

В некоторые каши вводятся пре- и пробиотики, полезные жирные кислоты2

Bear circle background Bear image
Note icon

Кроме основной цели — получения питательных веществ, злаковый прикорм может оказывать влияние на формирование правильного пищевого поведения, которого, вероятно, ребёнок будет придерживаться и во взрослой жизни4,7.

Каши могут обогащаться важными микроэлементами:

Brain icon

железо важно для развития головного мозга, тех его отделов, которые способствуют формированию памяти, внимания, двигательных навыков, то есть способствует нормальному психомоторному и интеллектуальному развитию ребёнка5.

К 6 месяцам жизни в связи с истощением внутренних запасов железа и высокими темпами роста ребёнка повышается риск развития железодефицитной анемии. Употребление каш, дополнительно обогащённых железом и витамином С для его лучшего усвоения, снижает риск развития дефицита железа6.

Plate image
Brain icon

цинк важен для адекватного развития иммунной системы младенца

Brain icon

йод — для развития щитовидной железы и центральной нервной системы

При варке значительная часть витаминов и микроэлементов, к сожалению, разрушается. В то время как каши NESTLÉ® промышленного производства, не требующие варки, гарантируют не только высокую степень качества и безопасности сырья, но и стабильный состав с постоянным количеством питательных веществ.

Porridge image

Каши NESTLÉ® содержат витаминно-минеральный комплекс, в составе которого железо, йод, витамин С, омега-3 и омега-6 жирные кислоты. Сохранность витаминов и минералов обеспечивается их добавлением на финальной стадии производства и соблюдением инструкции по приготовлению.

Note icon blue

Обратите внимание, добавленный в продукты прикорма сахар (сахароза, глюкоза, мёд, концентраты фруктовых соков) может не только увеличивать риск развития ожирения, избыточной массы тела и кариеса зубов, но и способствовать нарушению формирования правильных пищевых привычек7.

С кашами NESTLÉ® таких проблем можно избежать, ведь они содержат только сахара природного происхождения*. Технология бережного расщепления злаков обеспечивает естественную сладость каши без добавленного сахара, определяет нежный вкус, воздушную и гомогенную консистенцию без комочков, а также лёгкое усвоение и переваривание.

В состав каш NESTLÉ® входит пробиотик Bifidobacterium lactis8,9

Bio image

Участвует в формировании иммунного ответа

Усиливает барьерную функцию кишечника

Осуществляет антимикробную активность

Усиливает секрецию защитной слизи и иммуноглобулинов класса А

Улучшает состав кишечной микробиоты, увеличивая рост собственных бифидобактерий

Когда вводить злаковый прикорм?

Одним из факторов, определяющих возраст введения прикорма, является анатомическая и физиологическая готовность младенца к приёму пищи, отличной от грудного молока или другого питания10.

Признаки готовности к введению прикорма следующие:

dashed background
Brain icon

1. Ребёнок сидит с поддержкой

Brain icon

2. Ребёнок уверенно держит и поворачивает голову

Brain icon

3. Исчезает рефлекс «выталкивания ложки» изо рта языком

Brain icon

4. Появляется способность глотания более плотной пищи

Brain icon

5. Ребёнок начинает открывать рот при приближении ложки

Brain icon

6. Ребёнок проявляет интерес при виде пищи

Brain icon

7. Вес ребёнка удвоился с момента рождения

Brain icon

8. Ребёнок остаётся голодным после кормления грудью

Компания NESTLÉ поддерживает рекомендацию ВОЗ о введении прикорма с 6 месяцев на фоне продолжающегося грудного вскармливания. В нашей стране рекомендуемый педиатрами возраст введения прикорма составляет 4-6 месяцев2 как на грудном, так и на искусственном вскармливании. К этому моменту желудочно-кишечный тракт ребенка более зрелый: формируется состоятельность эпителиального барьера, пищеварительные ферменты становятся более активными2,11,12.

Введение прикорма

Раньше 4 месяцев

  • Риск развития аллергии

  • Нарушение функций ЖКТ

  • Риск нарушений состава кишечной микробиоты

  • Снижение лактации у матери

  • Риск развития ожирения

В 4-6 месяцев

«критическое окно» для профилактики микронутриентной недостаточности и формирования пищевой толерантности2

Note icon red

Время введения прикорма определяется врачом индивидуально для каждого ребёнка

После 6 месяцев

  • Развитие дефицитных состояний (Fe, Zn, Ca)

  • Задержка формирования навыков жевания, психомоторного развития

  • Позднее введение в рацион злаков, картофеля, мяса, рыбы, куриного белка увеличивает риск развития аллергии на эти продукты

Рождение

4 месяцев

6 месяцев

Год

Каши, обогащённые комплексом витаминов и минеральных веществ, целесообразно вводить в качестве первого прикорма всем детям, а особенно — с повышенным риском развития дефицита железа и железодефицитной анемии. К ним относятся дети2,13-15:

Section 4 baby image
  • от мам, перенёсших анемию различной степени тяжести во время беременности

  • от мам с ожирением, артериальной гипертензией, гестационным сахарным диабетом

  • от многоплодной беременности

  • рождённые недоношенными или с низкой массой тела при рождении <2500 г

  • рождённые путём операции кесарева сечения

  • на исключительно грудном вскармливании дольше 6 месяцев

Рекомендации по введению злакового прикорма

  • Начинать введение зернового прикорма рекомендуют с безглютеновых каш — рисовой, гречневой и кукурузной.

  • Далее возможно употребление овсяной, пшеничной и каш из нескольких видов злаков.

  • При наличии склонности к запорам рекомендовано повышенное потребление пищевых волокон, содержащихся в гречневой, кукурузной, а также овсяной кашах, ограничивая введение рисовой.

  • Манную кашу лучше вводить после года, поскольку она содержит мало витаминов и микроэлементов и много глютена, а также может ухудшать усвоение кальция, что может способствовать формированию рахита (на фоне дефицита витамина D), снижению темпов физического и нервно-психического развития и др.18

Note icon blue

Каши «домашнего» приготовления чаще всего не сбалансированы по содержанию витаминов и отличаются высоким содержанием соли, сахара, растительного или сливочного масла, которые зачастую мамы добавляют «по своему вкусу», что может приводить к дефицитным состояниям и нарушению вкусовых предпочтений у ребёнка в будущем16,17.

Российские нутрициологи и педиатры рекомендуют использовать продукты детского питания промышленного производства, так как они изготавливаются из безопасного сырья высокого качества, состав которого строго контролируется, с соблюдением оптимальной степени измельчения в зависимости от возраста2-4,7.

Правила введения злакового прикорма имеют общие принципы

1

Введение каждого вида каши начинают с небольшого количества (с ½-1 чайной ложки), постепенно (в течение 5–7 дней) увеличивая до объёма, рекомендованного в данном возрасте, наблюдая за переносимостью

2

Кашу следует давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на её введение

3

Каши следует вводить, начиная с монокомпонентных безмолочных безглютеновых, далее переходя на многокомпонентные молочные разных видов злаков (при отсутствии аллергии к белкам коровьего молока)

4

Прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью

5

Новый вид прикорма не вводят во время острых инфекционных заболеваний, в течение 3–5 дней перед и после проведения профилактических прививок

6

Важно вводить прикорм на фоне продолжающегося грудного вскармливания

7

Для «принятия» нового продукта иногда требуется множество попыток, иногда до 10-15 раз2. Продукт нужно предлагать повторно, часто после первого отказа следует успешное последующее знакомство

Больше, чем первый прикорм

Каши NESTLÉ® обогащены важными микронутриентами: железом, витаминами группы В, витамином С, омега-3 и омега-6 жирными кислотами и др., а также
пробиотиком Bifidobacterium lactis.

Section 7 image

Для формирования навыков жевания текстура каш разработана и адаптирована для детей разных возрастов:

dashed line background

1

Porrigde 1 image

Начало прикорма

  • Однородная текстура

  • Натуральный вкус

2

Porrigde 1 image

Расширение рациона

  • Более густая текстура

  • Новые вкусы

3

Porrigde 1 image

Формирование навыков жевания

  • Более плотная текстурас добавлением кусочков фруктов и ягод

  • Разнообразные вкусы

4

Porrigde 1 image

Для детей после года

  • Добавление овсяных хлопьев, более крупных кусочков и ягод для продолжения формирования навыков жевания

  • Насыщенные разнообразные вкусы

Вам понравился этот
материал?
Вам понравился этот материал?
Почему этот материал не понравился?

Подбирать вам больше
материалов по этой теме?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получать больше материалов по этой теме доступ к материалам сайта.
КАК ВЫРАСТИТЬ БУДУЩЕГО ГЕНИЯ?
Всё о правильном когнитивном развитии