Поэтому большинство развивающих методик делают значимый акцент на обучении именно в первые три года жизни. Формирование головного мозга не менее активно продолжается и после трех лет, и огромное количество компетенций малыш приобретает именно в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день существует много базовых, назову их так, методик развития детей, которые используются в отдельных семьях, детских садах, развивающих центрах, частных и государственных школах, на индивидуальных занятиях и т.д. К наиболее известным и популярным относятся методики наших соотечественников - семьи Никитиных, Николая Зайцева, а также многочисленные зарубежные системы обучения, например, всемирно известная методика Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Масару Ибуки и многочисленные миксовые методики, типа «Школы семи гномов», которые сочетают в себе отдельные элементы разных направлений, в том числе, раннего развития ребенка с рождения1.

Несомненно, что каждая отдельно взятая методика имеет свои огромные плюсы, но в то же время не лишена и недостатков. Так, например, существуют методики с большим акцентом на физическое развитие и гораздо меньшим вниманием к эмоциональному развитию ребенка, классический пример – система обучения семьи Никитиных. Или же другая крайность – «Вальдорфская педагогика», которая построена в основном на развитии творческих способностей ребенка, но упускает многие базовые моменты развития. Тем не менее, выбирая определенную траекторию развития для своего малыша оптимальным будет подробнее познакомиться с отдельными методиками и рассмотреть их в своем контексте. Этот «контекст» абсолютно у всех будет разным. Кто-то имеет возможность использовать в полной мере отпуск по уходу за ребенком до полутора, а, возможно, до трех лет, кто-то сочетает отпуск по уходу за ребенком с работой, бизнесом, командировками и т.д. Внешние условия могут быть совершенно разными, однако родителей объединяет одно общее желание - дать своему ребенку самое лучшее, а в формате обсуждения раннего развития детей мы преследуем главную конечную цель – хорошее образование ребенка со всеми вытекающими отсюда последствиями2 4.
Интеллектуальное развитие
Творческие способности
Эмоциональный интеллект
Раннее развитие ребенка до года
Условно разделим первый год жизни на определенные периоды, которые будут привязаны прежде всего к его моторному и нервно-психическому развитию. Ранним развитием можно заняться сразу после рождения малыша, в течение первых 4 недель жизни делаем акцент на эмоции и чувства малыша. Головной мозг получает информацию от органов чувств, развиваясь и дифференцируясь.


Стимуляция зрения: проявляйте свои эмоции – улыбка, смех, гримасы, мобильные игрушки для детской кровати, крупные карточки/картинки (не менее 30 на 30 см) и др. любые яркие, крупные и безопасные! Предметы могут окружать малыша для ранней фиксации взгляда, так малыш учиться фокусировать зрение.

Слух: разговаривайте именно с малышом, пойте сами, меняйте интонации голоса, включайте музыку, сохраняйте прежний/привычный звуковой режим в доме. Ваша речь должна быть разной, используйте детские интонации голоса, обычные, говорите нараспев, палитра Вашего голоса в этом возрасте будет влиять на развитие творческих способностей ребенка.

Осязание: новорожденные имеют отличный хватательный рефлекс – пользуйтесь этим, давайте в ручки ткани и предметы с разной поверхностью, текстурой из разных материалов. Важна ежедневная двигательная активность, выкладывание на живот, гимнастика, в том числе на мяче, на наклонной плоскости. Осваивайте самые элементарные игры с предметами («возьми» - малыш хорошо и крепко удерживает предмет).
Все эти несложные активности с 0 до 3 месяцев и лягут в основу вашей методики раннего развития ребенка с рождения.
С 3 до 6 месяцев двигательная активность ребенка значительно увеличивается, поэтому поощряйте ползание вначале по-пластунски, а затем на четвереньках, в данном случае поощрять, означает заинтересовать/привлечь внимание ребенка какой-то интересной целью, это по сути и есть побуждение к ползанию. Не ограничивайте двигательную активность малыша пределами кроватки/манежа, предоставляйте ему максимальное и безопасное (!) пространство для движений. Игра по типу «возьми и отдай» с различными вариациями предметов.

Раннее развитие малышей до года на этом этапе подразумевает изучение размеров, здесь можно использовать все, начиная, с пирамидки (в этом возрасте задача не собрать пирамиду, а изучить кольца разных размеров), и заканчивая предметами обихода, например, когда ложки складываются в кастрюлю (пример разных форм и размеров), стром пирамиду из мягких кубиков. Показываем и листаем детские книги с плотными картонными страницами, сопровождая это импровизированными словесными комментариями. Нужно понимать, что в этом возрасте перед Вами не стоит задача читать, а перед ребенком сидеть и слушать, но это подготовительный этап, без которого не обойтись. Если вы планируете читать ребенку книги в возрасте от 1 до 2 лет и хотите, чтобы он активно слушал, без таких подготовительных этапов просто не обойтись. Активности из предыдущего этапа всегда переносим на следующий, расширяя и адаптируя их к возрасту малыша.
Обучение ребенка навыкам игры и раннее развитие ребенка до года весьма взаимосвязанные вещи. Играть с детьми - это значит учить их коммуникации, систематизации и обобщению информации, вниманию, усидчивости и т.д. Действительно, важно научить играть ребенка, чтобы впоследствии он не испытывал патологической привязанности к родителям, это благоприятно отразиться на малыше в случае братьев и сестер в семье, ребенок сможет играть в одиночку, умение играть поможет и с адаптацией к детскому саду. Действительно, правильно говорить, что в младшем возрасте ребенок познает мир через игру, т.е. много информации он способен усваивать именно в игровой форме. Поэтому уделите сейчас время и научите ребенка навыкам игры и впоследствии вы получите многочисленные бонусы2 4.

Во втором полугодии жизни можно заниматься альтернативными способами рисования, используя, например, пальчиковые краски. Отпечатки ладоней, в том числе, в виде различных персонажей, различных животных можно прикреплять на видные места, чтобы малыш понимал, что он не только делает сам, но и созерцал сделанное. Прообразом лепки в этом возрасте может быть игра с кинетическим песком.
Такая игра в рисование, лепку тоже является способом естественного развития творческих способностей ребенка.
Раннее развитие ребенка в 2 года
На втором году жизни Ваш малыш уже демонстрирует многообразыне навыки, он ходит, возможно произносит первые простые слова, радует вас своей улыбкой и раннее развитие ребенка от 1 года будет фокусироваться на расширении приобретенных компетенций. Вы можете осваивать счет и логику, используя обычные игрушки или предметы обихода, можете начинать изучение букв, используя карточки или кубики Н. Зайцева, т.е. более детально и глубже прорабатывать полученные навыки. В этот период можно увеличивать время общения с книгами, используя конечно же книги с яркими и понятными иллюстрациями2 3.
Очень важно, обсуждая раннее развитие детей упомянуть об эмоциональном настрое родителя. Естественно, заниматься с ребенком можно и нужно, если у Вас хорошее настроение, достаточный резерв времени, сил и т.д. Дети – тонкие психологи, они обладают прекрасной способностью чувствовать наше настроение. И если мы спешим, раздосадованы, или просто устали, то и эмоциональный контакт с ребенком должен быть именно в рамках нашего окна возможностей. Не нужно начинать игру или какое-то дело через силу, это не будет иметь позитивного результата.

Еще один важный аспект – это темперамент и характер ребенка. Например, даже в одной семье, мы часто видим, то что прекрасно подходит одному малышу, совершенно не нравится другому, в этом и заключается принцип нашего индивидуального подхода, найти ту активность, которая заинтересует малыша, увлечет его и принесет радость ему и Вам. Как это сделать? Прежде всего активно наблюдать за крохой, активно слушать впоследствии, видеть, что интересует малыша больше: рисование ладошками, лепка или же игры в «догонялки» и «прятки». Кстати, нужно сказать, что активное наблюдение за малышом один из успешных шагов будущей профориентации2 4.
В заключение нужно сказать, что один из главных принципов различных методик раннего развития ребенка с рождения — это естественная вовлеченность, т.е. Вам должно нравится абсолютно все, что вы делаете, для этого просто необходимо выбрать те активности, которые подходят именно Вашей семье и Вашим жизненным обстоятельствам.

- 1. Л.В. Петрановская. Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы. АСТ. 2017
- 2. Л.В. Петрановская. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. АСТ. 2015.
- 3. П. Друкерман. Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа. Синдбад. 2019.
- 4. Материал из Википедии. Автобиография Марии Монтессори, Сесиль Лупан, Бориса Никитина, Николая Зайцева, Глена Домана, Масару Ибуки

Автор статьи
- Кандидат медицинских наук
- Врач-педиатр высшей квалификационной категории
- Ассистент кафедры факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России
- Доцент кафедры госпитальной педиатрии
- Врач-гастроэнтеролог
- Клинический фармаколог