Полный доступ для зарегистрированных пользователей
Когда возникает конфликт, часто как у врача, так и у родителя, запускаются естественные реакции: «Сражайся-бей», «Замри», «Оттолкни и убегай». Такие же реакции могут возникать и у маленького пациента, если он стал свидетелем конфронтации. Какое уж тут лечение, когда все заняты конфликтом.
Как врачу выйти за рамки сиюминутных реакций и превратить конфликт в источник укрепления доверия?
Не бойтесь заканчивать разговор, если он ни к чему не приводит или становится эмоционально разрушительным. Вполне допустимо сказать: «Я как доктор вашего ребенка не могу участвовать в этой дискуссии. Давайте договоримся, что вы не согласны с рядом вещей в вопросах лечения, но мы обязательно вернемся к этому разговору. Я буду вас ждать».
Честно оцените ситуацию
Если чувствуете, что назревает конфликт, не реагируйте сразу, дайте себе время. Задумайтесь, понимаете ли вы, как доктор, что происходит? Посмотрите на ситуацию буквально глазами, а не «головой»: в чем заключается реальная проблема в отношениях и как вы можете ее исправить? Постарайтесь сохранять объективность и профессиональную дистанцию, избегайте личных нападок.
Стремитесь к взаимопониманию с родителями
Постарайтесь сосредоточиться не на «победе» в конфликте, а на поиске взаимопонимания. Дайте родителю выговориться. Внимательно слушайте то, что он говорит и, если чего-то не понимаете, задавайте уточняющие вопросы. Вам не обязательно соглашаться с родителем, но вы можете продемонстрировать искренний интерес и сочувствие.
Используйте юмор и легкость
Так вы сможете избежать многих конфронтаций и подробнее расспросить родителя на чувствительные темы, не обидев его. Но, конечно, речь о добром юморе, а не иронии
или сарказме, которым на приеме не место.
Задумайтесь, стоит ли в принципе вступать в конфликт
Споры могут изматывать: определите действительно ли проблема стоит вашего времени и энергии? Не стремитесь наказывать или учить родителей маленького пациента, это может привести только к истощению ваших ресурсов. Помните, иногда что-то нужно и можно оставить без внимания.
На этот вопрос нет единого правильного ответа, который сработает во всех ситуациях. Реагировать на агрессивные проявления родителей маленьких пациентов стоит с учетом своих индивидуальных психологических особенностей и общего контекста происходящего.
Исследуйте вашу личную реакцию на вызовы со стороны ребенка и родителей.
Находясь под давлением ситуации, человек возвращается к предпочтительному способу реагирования — он может становиться агрессивным, пассивным, косвенно агрессивным или напористым. Постарайтесь не поддаваться своим первым эмоциям и оставаться рассудительными. Зная, как вы реагируете в конфликтной ситуации, вам будет проще сохранять спокойствие.
Внимательно прислушивайтесь к основным эмоциям родителя и страхам ребенка.
Чаще всего за конфликтом стоят «первичные» эмоции: замешательство, фрустрация, тревога, ощущение потери контроля или неуверенность в себе. Гнев обычно является вторичной эмоцией — он маскирует более глубокие переживания. Эти чувства могут проявиться, если дать человеку возможность высказаться. Если вы сумеете распознать их и проявить эмпатию, то сможете мягко озвучить их словами, помогая родителю почувствовать себя услышанным.
Если ситуация накаляется, убедитесь, что и у вас, и у родителя c ребенком достаточно личного пространства. Никто не должен чувствовать себя загнанным в угол в кабинете.
Соблюдайте безопасную дистанцию на случай, если родитель склонен к агрессии. Сохраняйте спокойствие и убедитесь, что язык вашего тела говорит о том, что ваши намерения исключительно дружелюбные.
Избегайте чрезмерно пристального взгляда, сжимания в кулаки или прятания рук, а также закрытого языка тела, который намекает на осуждение (например, скрещивания рук на груди). Говорите спокойно и вежливо и заверьте его, что ваша цель — помочь решить проблему и обеспечить безопасность, комфорт.
Объясните родителю, что взаимное уважение и понимание необходимо для совместной работы и содействия решению проблем. Проявите сочувствие, даже если ожидания родителя нереалистичны.
Предлагайте родителю возможность выбора и вселяйте оптимизм
Переведите взгляд на рабочий стол, ручку, деталь в одежде, стену. Если позволяет время и ситуация можно воспользоваться более детальной техникой «5-4-3-2-1»
Цель:
Вернуться в настоящий момент и сосредоточиться на окружающей среде, снизить уровень тревоги.
Инструкция:
Найдите 5 предметов, которые вы видите вокруг.
Определите 4 вещи, которые вы можете потрогать.
Прислушайтесь к 3 звукам, которые слышны в данный момент.
Почувствуйте 2 запаха вокруг вас.
Назовите 1 вкус, который вы чувствуете (или просто вспомните недавний вкус еды).
Результат:
Вы переключите внимание с внутренней тревоги на окружающую реальность и успокоитесь.
Во время тревоги, паники или стресса дыхание часто становится поверхностным и частым. Дыхательные техники с восстановлением контролируемого дыхания активируют парасимпатическую нервную систему, помогая успокоиться, снижают уровень тревожности и риск развития панической атаки.
Техника «Глубокое дыхание 4-7-8»
Инструкция:
Вдохните через нос на 4 счета.
Задержите дыхание на 7 секунд.
Медленно выдыхайте через рот на 8 секунд.
Повторите 3-5 раз, фокусируясь на дыхании.
Техника «Дыхание по квадрату»
Инструкция:
Представьте перед собой квадрат.
Начните с медленного вдоха через нос на 4 счета, «ведя» взгляд по одной стороне квадрата.
Задержите дыхание на 4 счета, представляя, как ваш взгляд перемещается вдоль следующей стороны квадрата.
Медленно выдохните через рот на 4 счета, следуя третьей стороне квадрата.
Задержите дыхание еще на 4 счета, завершая круг вдоль последней стороны квадрата.
Повторяйте это упражнение в течение 1-2 минут, пока не почувствуете, что дыхание стабилизировалось.
Если уместно, предложите родителю и ребенку вместе с вами выполнить любое дыхательное упражнение или сделать 5-минутную паузу в разговоре, можно сослаться на срочный звонок.
Всегда под рукой, даже когда нет интернета. Наш сайт в формате приложения!
Нажмите на кнопку ниже, разрешите отправлять уведомления в браузер и запустите установку приложения.
Начать