Платформа по детской нутрициологии в помощь практикующему врачу-педиатру
Полный доступ для зарегистрированных пользователей
Платформа по детской нутрициологии в помощь практикующему врачу

Конфликт с родителями пациента: как избежать судебных разбирательств

Опубликовано: 2025-06-25

Скачать

Врач или медицинский работник имеет право обоснованно с правовой точки зрения приостановить прием родителя с маленьким пациентом, если они ведут фото- или видеосъемку в агрессивной форме.

На какие юридические нормы можно ссылаться:

  • Голос, изображение и другие физиологические характеристики относятся к биометрическим персональным данным. Их обработка требует предварительного письменного согласия субъекта (врача). Следовательно, родитель маленького пациента не вправе фиксировать прием на аудио- или видеозапись без согласия врача. Однако он может письменно протоколировать консультацию или осмотр.

  • Это зафиксировано в:

    ч. 1 и 3 ст. 11 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и разъяснениях Роскомнадзора (Письмо от 29 августа 2022 г. № 08-78032)

  • В Правилах внутреннего распорядка для пациентов (или правилах поведения в медицинской организации) медицинское учреждение должно четко закрепить запрет на аудио- и видеозапись приема без письменного согласия врача, среднего медперсонала и других лиц, чьи биометрические данные могут быть зафиксированы.

  • Родители маленьких пациентов обязаны соблюдать правила поведения в медицинской организации. Однако, если пациент не был ознакомлен с правилами, требовать их соблюдения невозможно. Поэтому документ должен быть размещен на сайте учреждения и в доступном месте в учреждении (например, врач или администрация может разместить правила при входе в кабинет). В этом случае считается, что пациент был ознакомлен с правилами.

  • Cогласно:

    п. 3 ст. 27 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  • Отказывать в медицинской помощи врач не может. Однако он вправе разъяснить родителю ребенка, что приступит к приему только после прекращения съемки.

Если родитель ребенка провоцирует конфликт и ведет себя агрессивно, врачу рекомендуется:

  • 1

    Пригласить свидетелей — кого-либо из медперсонала или коллег, сотрудников учреждения. Однако не стоит говорить об этом родителю прямо, чтобы не спровоцировать агрессию. Можно предложить консультацию другого специалиста.

  • 2

    Напомнить о праве выбора врача — родитель ребенка может обратиться к другому медицинскому работнику в этом или другом учреждении (ст. 21 ФЗ № 323).

  • 3

    Разъяснить тактику лечения — врач обязан оказать квалифицированную помощь, а не следовать пожеланиям родителя маленького пациента (ч. 2 ст. 70 ФЗ № 323). Если он настаивает, можно пригласить других специалистов.

  • 4

    Предупредить об ответственности за оскорбления — если родитель использует нецензурную брань, унижает врача или проявляет агрессию, следует сообщить, что в случае продолжения такого поведения вы вызовете полицию. Подобные действия могут квалифицироваться как «мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ).

Конфликт — это не просто разногласие, а естественная часть человеческих отношений, в том числе между врачом и родителем маленького пациента. Учитывая как психологические, так и правовые аспекты, можно выработать компромиссную тактику, способствующую благополучию и безопасности всех участников взаимодействия.

Статья носит информационный характер и не является юридической консультацией

Вам понравился этот
материал?
Вам понравился этот материал?
Почему этот материал не понравился?

Подбирать вам больше
материалов по этой теме?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получать больше материалов по этой теме доступ к материалам сайта.
КАК ВЫБРАТЬ
СМЕСЬ ЛЕГКО?
Мы обновили алгоритм