Полный доступ для зарегистрированных пользователей
Врач или медицинский работник имеет право обоснованно с правовой точки зрения приостановить прием родителя с маленьким пациентом, если они ведут фото- или видеосъемку в агрессивной форме.
Голос, изображение и другие физиологические характеристики относятся к биометрическим персональным данным. Их обработка требует предварительного письменного согласия субъекта (врача). Следовательно, родитель маленького пациента не вправе фиксировать прием на аудио- или видеозапись без согласия врача. Однако он может письменно протоколировать консультацию или осмотр.
Это зафиксировано в:
ч. 1 и 3 ст. 11 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и разъяснениях Роскомнадзора (Письмо от 29 августа 2022 г. № 08-78032)
В Правилах внутреннего распорядка для пациентов (или правилах поведения в медицинской организации) медицинское учреждение должно четко закрепить запрет на аудио- и видеозапись приема без письменного согласия врача, среднего медперсонала и других лиц, чьи биометрические данные могут быть зафиксированы.
Родители маленьких пациентов обязаны соблюдать правила поведения в медицинской организации. Однако, если пациент не был ознакомлен с правилами, требовать их соблюдения невозможно. Поэтому документ должен быть размещен на сайте учреждения и в доступном месте в учреждении (например, врач или администрация может разместить правила при входе в кабинет). В этом случае считается, что пациент был ознакомлен с правилами.
Cогласно:
п. 3 ст. 27 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Отказывать в медицинской помощи врач не может. Однако он вправе разъяснить родителю ребенка, что приступит к приему только после прекращения съемки.
Если родитель ребенка провоцирует конфликт и ведет себя агрессивно, врачу рекомендуется:
Пригласить свидетелей — кого-либо из медперсонала или коллег, сотрудников учреждения. Однако не стоит говорить об этом родителю прямо, чтобы не спровоцировать агрессию. Можно предложить консультацию другого специалиста.
Напомнить о праве выбора врача — родитель ребенка может обратиться к другому медицинскому работнику в этом или другом учреждении (ст. 21 ФЗ № 323).
Разъяснить тактику лечения — врач обязан оказать квалифицированную помощь, а не следовать пожеланиям родителя маленького пациента (ч. 2 ст. 70 ФЗ № 323). Если он настаивает, можно пригласить других специалистов.
Предупредить об ответственности за оскорбления — если родитель использует нецензурную брань, унижает врача или проявляет агрессию, следует сообщить, что в случае продолжения такого поведения вы вызовете полицию. Подобные действия могут квалифицироваться как «мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ).
Конфликт — это не просто разногласие, а естественная часть человеческих отношений, в том числе между врачом и родителем маленького пациента. Учитывая как психологические, так и правовые аспекты, можно выработать компромиссную тактику, способствующую благополучию и безопасности всех участников взаимодействия.
Статья носит информационный характер и не является юридической консультацией
Всегда под рукой, даже когда нет интернета. Наш сайт в формате приложения!
Нажмите на кнопку ниже, разрешите отправлять уведомления в браузер и запустите установку приложения.
Начать