Ребенок в 2 года
На втором году жизни ребенок начинает активно общаться со сверстниками — на детской площадке, в детском саду или студии раннего развития, например. Иногда может показаться, что ребенок подрос и уже не требует такого внимания, как ранее. На самом деле это не так. Его творческое, художественное и психическое развитие сейчас становится основным вектором, на который стоит обратить внимание.
Физическое развитие ребенка второго года
Ребенок уже уверенно ходит, бегает и выглядит намного взрослее, чем несколько месяцев назад. Его рост и вес увеличиваются уже не так стремительно, как ранее, а вот умственное и нервно-психическое развитие на подъеме.
Вес
В среднем ребенок прибавляет за второй год жизни 3 кг. На прибавку веса влияют разные факторы — питание, пол, наследственность и другие.
Рост
Рост увеличивается примерно на 1 см в месяц, что за весь второй год составит 12-13 см. Однако он сильно зависит от генетического фактора, поэтому оценивается наблюдающим педиатром индивидуально.
Речь ребенка в 2 года
В этом возрасте, как правило, речь стремительно развивается. Словарный запас ребенка составляет 300-400 слов. Начинается период вопросов «Что это?». Речь становится средством общения со взрослыми, при этом она эмоционально выразительна. В этом возрасте родителям становится проще, потому что ребенок уже может озвучивать свои потребности. Больше нет необходимости догадываться, о чем просит малыш, можно спросить его напрямую.
Предложения уже могут быть сложными, и построены с использованием прилагательных и местоимений. Могут возникать сложности с некоторыми звуками: л-ж-р-ш-ч. Дети нередко начинают игнорировать их, ведь так проще. Главное, чтобы взрослые тщательно следили за своей речью и не подавали детям неправильный пример, искажая слова на детский лад.
Эмоциональное развитие
В 2 года у ребенка может наблюдаться частая смена настроения, что свидетельствует о том, что эмоционально-волевая сфера еще незрелая. Это нормально, как и то, что дети часто отражают настроение окружающих.
Малыш любит привлекать внимание и делает это по-разному. Его главное желание — завоевать похвалу и одобрение родителей. В этом возрасте ребенку нравится подражательство — детям, родителям, животным. Малыши громко говорят, жестикулируют, делают все, чтобы привлечь внимание взрослого.
У малыша также формируется эмоциональная память. Например, при просмотре мультфильма ребенок может улыбаться при виде добрых героев и выражать злость или испуг при появлении злых персонажей.
Мышление в 2 года
Мыслительные процессы у ребенка второго года становятся более гибкими, аналитическими и рациональными. Ребенок уже хорошо различает предметы по размеру и форме. Он уже умеет сосредотачиваться и удерживать внимание на одном занятии в течение десяти-пятнадцати минут. В игре воспроизводит ряд последовательных логически связанных действий (купает, затем вытирает, одевает, кормит куклу и ведёт её гулять). Малыш уже может называть игрушки и дать им описание: например, легкий шарик, мягкая подушка, тяжелая книга.
Постепенно развиваются навыки рисования: дети могут чертить горизонтальные и вертикальные линии, круги и квадраты. Если заниматься с ребенком рисованием, он сможет повторять за взрослыми простые предметы — тучку, листик, солнышко.
Социальное развитие
Социальные контакты — это навыки общения малыша со сверстниками или взрослыми. Они активно развиваются по мере того, как малыш знакомится с миром. В этом возрасте ребенку уже хочется общения со сверстниками. Поэтому важно учить его знакомству с другими детками, уметь представляться.
Предоставляйте возможность детям общаться без взрослых, самим по себе, но приглядывайте за ними. Эксперименты детей могут быть небезопасными — к примеру, в разгаре игры они могут начать есть песок или даже драться друг с другом. Старайтесь не раздражаться, рассказывайте малышу, что можно, а что нельзя. Двухгодовалый малыш уже может это понять, даже если не сразу начнет выполнять.
Сон ребенка
После 2 лет ребенок спит уже не так часто, как ранее. Как правило, хватает двух дневных и одного ночного сна, всего около 12-13 часов.
Нередко у детей в возрасте до 5 лет встречаются поведенческие нарушения сна. Родители сталкиваются с проблемой долгого укладывания или частых пробуждений ребенка. О том, как помочь малышу и себе справиться с проблемами со сном, можно узнать здесь.
Опорно-двигательная система
Ребенок уже активно бегает и прыгает, его движения становятся более разнообразными и сложными. Однако кроха довольно быстро устает и ему требуется отдых.
В два года дети любят играть с водой, доставая из нее маленькие детали и бросая их обратно. Такие игры помогают развивать координацию движений и внимание. Занятия с водой можно проводить и во время купания. Многие дети очень любят резвиться на свежем воздухе и активные игры, которые развивают не только физически, но и интеллектуально — мозг активно задействуется во время этих процессов.
Желудочно-кишечный тракт
Желудок уже может хорошо переваривать самую разнообразную пищу, однако важно понимать, что рацион питания должен быть здоровым и адаптированным под возраст.
Что умеет ребенок в два года
В этом возрасте у малыша уже много разных умений:
- Бегает и прыгает.
- Танцует.
- Поднимается по лестнице.
- Перешагивает через препятствие, чередуя шаг.
- Бросает мяч, играет с сортерами и строит пирамиды.
- Ест ложкой и пьет из бокала.
- Знает несколько цветов и геометрических фигур, по предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
- Ориентируется в квартире.
- С помощью мамы может мыть руки и чистить зубы.
- Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого.
Занятия, полезные для ребенка в 2 года
Педиатры, педагоги и детские психологи привели перечень занятий, которые способствуют развитию малыша:
- Изображать животных и звуки, которые они издают;
- Бросать мячик об стену и играть с мамой, бросая друг другу мячик;
- Четко ходить по линии;
- Играть в догонялки;
- Лепить из пластилина;
- Рисовать мелками, фломастерами и красками;
- Расстегивать и застегивать пуговицы, молнии и замочки;
- Разбирать на разные горстки смешанные крупы;
- Складывать пирамиды;
- Играть в прятки;
- Искать предмет по описанию на картинке или в комнате;
- Повторять четверостишия;
- Нанизывать на леску бусины.
Не забывайте, что ребенок в этом возрасте еще не вполне способен занять себя самостоятельно, ему нужен наставник для игр и развития. Предлагайте ему разнообразные занятия, соответствующие месту и времени. Например, улица — лучшее место для физического развития ребенка (бег, игра в мяч и другие физические активности). Для совершенствования мелкой моторики (рисование, лепка и прочие действия, где важна ловкость пальчиков) лучше выделить дневное время дома. Перед сном желательно переключиться на спокойные занятия, например, чтение книг.
- Г. И. Дядя, О.В. Осипова «Конспект лекций по пропедевтике детских болезней». Издательство «Т8», 2011 год2020 г
- Пропедевтика детских болезней / Под ред Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.: учебник для студентов медицинских вузов. — М .: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
- Сальникова И. А., Тема «Ребенку два года: советы нейропсихолога», Журнал «Медработник ДОУ» (7, 2015).
и получите доступ ко всем его преимуществам!
из SMS сообщения
уже на вашем счету!
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
из SMS сообщения